× О нас Услуги Портфолио Контакты
Санкт-Петербург: +7 (812) 407-12-59 info@anuvo.ru

Реставрация картин: как мы спасаем антикварные картины

Картины стареют. Будь то картина Васнецова, картина Дали, картина Айвазовского или картина Пикассо — холсты со временем ветшают, краски тускнеют, основа провисает… Одним словом, реставрация картин такая же неотъемлемая часть жизни картины, как замена масла для двигателя внутреннего сгорания (простите за столь резкое сравнение). Проблема сохранности картины может Вас затронуть, если Вы приобрели старинное полотно. Или Вам принадлежит семейная реликвия. Или Вы решили вложить деньги в небольшую коллекцию картин русских художников второго порядка, которые, кстати, постоянно растут в цене…

Реставрация картин — достаточно тонкий и трудоемкий технологический процесс, требующий специфических навыков и материалов. Мастерские, производящие реставрацию картин, должны быть оснащены специальным, довольно дорогостоящим оборудованием. Старинное полотно, которое Вам удалось приобрести, со временем стало выглядеть тускло, деформировалось от влажности? Тогда Вам стоит воспользоваться нашими услугами по реставрации картин и полотен. При помощи специальных материалов и высокоточных приборов наши художники грамотно восстановят Вашу картину за короткий срок, вернут ей привлекательный вид и при этом не внесут изменений в ее старинный облик.

Общий список стандартных проблем, требующих реставрации:

  • отслаивание красочного слоя;
  • прорывы холста;
  • провисание холста;
  • мелкие потери (сколы мазков);
  • утраты/потери грунта;
  • потеря лаковой пленки;
  • загрязнения лаковой пленки;
  • провисание и фалды («волны» по холсту);
  • утраты/потери грунта;
  • перенос холста с картона на подрамник.

Схема слоев картины

Обратите внимание, что в нашей мастерской существуют следующие направления реставрации предметов изобразительного искусства:

  • реставрация темперной живописи — подробнее в разделе реставрация икон;
  • реставрация масляной живописи — текущий раздел;
  • реставрация графики: восстановление гравюр, рисунков и т.п. художественных произведений на бумаге или картоне.

Ознакомтесь с кратким описанием этапов реставрационных работ:

  • Отслоение красочного (живописного) слоя (художник использовал технику фактурной масляной живописи, для которой характерны яркие толстые мазки) — в результате неправильного хранения красочный слой отслоился от холста и стал опадать;
  • Провисание холста — данная проблема почти всегда обусловлена двумя факторами: плохой подрамник и неизбежное старение;
  • Мелкие потери — потертости на краях красочного слоя;
  • Закостенелый холст — прежде всего естественный процесс старения и уже не раз упомянутое неправильное хранение (и, соответственно, не раз обруганное) повлекло затвердевание холста.

 

Краткий хронологический список проведенных реставрационных работ:

  • Укрепление красочного слоя. Общая проклейка осетровым клеем под слоем папиросной бумаги.
  • Местная проклейка. Крупные сколы и трещины проклеиваются дополнительно.
  • Натяжка на рабочий подрамник. Данная операция растягивает холст и позволяет приступить к следующим этапам при постоянном натяжении холста.
  • Пропитывание обратной стороны холста смесью пинена с водой. Это размягчает холст и позволяет ему растянуться.
  • Выравнивание холста. Укрепление повторное. После натягивания выявляются новые проблемные участки, требующие дополнительной проклейки.
  • Приклеивание дублировочных кромок. Эти кромки будут держать холст на новом подрамнике. Старые кромки исхудали и порваны дырками от гвоздей.
  • Снятие картины с рабочего подрамника.
  • Натяжка на новый подрамник. Новый подрамник обязательно должен иметь клинышки, чтобы при естественных процессах старения можно было «подтягивать» холст.
  • Дописывание потерь. Главное в данной операции точно попадать в тон. Еще важнее чтобы после этой операции дописанные области не бросались в глаза.
  • Покрытие защитным художественным лаком. Данный этап консервирует холст.

Рваные кромки, неровный холст — это только начало…
Дальше — больше. Отслоение слоя красок. Провисание холста. Мелкие потертости на краях красочного слоя.
Трещины как на засохшей глине — беда. Это значит, что краска и холст «живут» раздельно.
Еще одна проблема — мелкие сколы. Их уже не восстановить. Это толстые объемные мазки художника, переполненные экспрессии.

С чего начинается реставрация?

Итак, мы на экскурсии в мастерской реставрации масляной живописи при Государственном Русском музее. Наш гид — заведующая мастерской Ирина Корнякова.

— Чтобы выявить все повреждения, картину, поступившую в реставрацию, первым делом фотографируют в косом свете, — говорит Ирина Николаевна.
— В косом свете обнаруживаются дефекты, которые мало заметны в прямом свете: выпуклости и продавлености, деформация холста. Кстати, о холсте. На старой картине он «перегорает» от масла, содержащегося в грунте. И если степень «перегорания» высока — до ветхости, реставраторы наклеивают на авторский холст новый. Этот процесс называется дублированием — в том смысле, что холст становится двойным, но не заменяется на новый.
Однако, чтобы холст «перегорел», ему должно быть лет двести-триста. А начиная с двадцатого века, когда натуральный масляный грунт был заменен на синтетический, текстильный холст и вовсе получил шансы на долгую-долгую жизнь…
Промывка и укрепление картины — еще одна стадия реставрации. Прямо в мастерской реставраторы варят рыбий клей — из плавательных пузырей осетровых пород рыбы.
Готовый осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному. Затем этот состав (еще теплый) кистью наносят на картину. А сверху на всю поверхность приклеивают папиросную бумагу. Реставратор берет в руки теплый утюг и гладит им по бумаге.
Под действием тепла рыбий клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам в лаковом и подлаковом слоях. Одновременно происходит укрепление и выравнивание красочного слоя и грунта в тех местах, где имеются деформации.
Укрепление живописи рыбьим клеем и теплым утюгом — древний способ, — поясняет Ирина Корнякова, — его используют несколько веков.
А папиросную бумагу с поверхности картины реставратор удалит ватным тампоном, смоченным в теплой воде. Вместе с бумагой уйдет и часть загрязнений — то, что накопилось в трещинках картины.
Да будет свет!
Утюг — древнейшее орудие реставратора.
Какие еще загрязнения остались на картине? Тут на помощь реставратору приходит специальная люминесцентная лампа. Свет от нее направляется на картину, и под ним проявляются темные пятна. На языке реставраторов эти пятна называются «записи». Это то, что пририсовано не авторской, а посторонней рукой. Например, в процессе домашнего хранения отшелушилась краска или образовалась трещинка, и владелец картины или горе-художник закрасили, замазали изъян краской. Вот от этих «записей» реставратору и предстоит очистить картину.
— А еще в свете люминесцентной лампы хорошо видна толщина слоя лака на картине, — рассказывает реставратор. — Ведь лак зачастую наносился неравномерно — с выпуклостями, сгустками. В таких местах высвечивается белесая пленка.
Между прочим, лаковый слой — важный свидетель. Он говорит исследователям, авторская подпись на картине или нет. Автор обычно расписывался под лаком, прямо по красочному слою. А если подпись нарисована по лаку, то имя художника сразу вызывает вопрос.
Итак, толстый слой лака реставратор будет утончать, выравнивать. Как? При помощи специальной эмульсии, которая растворяет лак. Эмульсия-растворитель подбирается совместно с химиками, которые предварительно исследуют состав лака.
Рабочие инструменты реставратора на этом этапе — скальпель и ватный тампон. Сколько слоев лака надо снять реставратору? Чем старее картина — тем больше. Если картина хранилась в домашних условиях, то ее периодически «освежали» лаком. Даже не потрудившись перед этим протереть картину от пыли и печной копоти.
Вот эти межлаковые загрязнения и уйдут с картины вместе со старым, пожелтевшим лаком. А заодно с ними — «записи», более поздние подновления картины неавторской рукой.
Но до каких пор реставратор снимает лак? Где тот предел, у которого надо остановиться?
Тут подсказчики — опыт и интуиция. А еще — звук. Реставратор слушает, как шуршит по лаку ватный тампон, смоченный в растворителе. Как только доходишь до «макушек» авторской живописи, звук меняется. Ведь одно дело — лак, и совсем другое — масляные краски, это две разные субстанции. Вот зачем реставратору тишина. И не случайно к ней призывают памятки, развешанные по стенам мастерской.
Хотя, на практике, до полного снятия лака дело, как правило, не доходит — реставраторы лишь утончают слой лака до авторского (первый слой лака автор обычно кладет своей рукой). Налет времени на предметах искусства всегда ценится выше, чем впечатление свежести и новизны.

На расчищенной от лака и «записей» картине открываются все повреждения — облупившаяся краска, грунт, которые кем-то когда-то были закрашены, чтоб картина выглядела «поприличнее».
В пределах этих утрат реставратор и начинает музейное восстановление красочного слоя. Там, где утрачен авторский грунт, накладывает грунт реставрационный. Состав грунта подбирается на основании микрохимического исследования химической лаборатории.
А уже поверх грунта наносятся краски — строго в пределах утрат. И последняя точка — картина покрывается лаком. Все, — реставрация закончена.
Сколько времени уходит на реставрацию одной картины? Полгода, год. Реставратор обычно работает не только с реставрируемой картиной, он постоянно отвлекается на текущие дела — музейные выставки, семинары… Одна из последних работ мастерской — картина «Василий Третий», написанная неизвестным художником во второй половине XVIII века. В Русский музей «Василий Третий» попал из частной коллекции двадцать лет назад. Время написания картины датировали искусствоведы, а реставраторы дату подтвердили — при реставрации они обнаружили в составе красочного слоя аури-пигмент — краску на основе природного минерала из Персии. Эта краска известна в России с XII века, ее использовали до второй половины XIX века, пока не появился искусственный пигмент.