Художественное полотно «Цыган»

08 сентября 2007

Эта картина — классический пример восстановления картины с серьезными разрушениями холста и красочного слоя. Краска (красочный слой) осыпается, холст потерял гибкость, множественный прорывы, крупные кракелюры.

Этот фотоотчет хорошо показывает эти заметные проблемы. Помимо них, в этой истории восстановления картины были и менее заметные проблемы: утраты и повреждения подрамника привели к пересушке и вытягиванию холста, клеевой слой между левкасом и холстом потерял свои скрепляющие способности. Реставрация художественных полотен направлена на воссоздание красочного слоя с целью возвращение картине ее первоначального вида. На примере художественного полотна «Цыган» мы имеем возможность увидеть каждый этап проводимых работ и оценить трудоемкость и сложность проведенных восстановительных работ.

Картина XIX века «Цыган» поступила в мастерские «Антик Нуво» в аварийном состоянии и требовала проведения полного цикла работ по воссозданию первоначального вида. Старинные художественные полотна живут своей жизнью и к сожалению очень уязвимы к атмосферным воздействиям к перепадам температуры и к непрофессиональному обращению. С годами полотна ветшают и рвутся, красочный слой растрескивается, блекнет и осыпается. Только профессиональный реставратор с большим запасом опыта и знаний способен продлить жизнь художественному произведению искусств.
На просвет хорошо видна ветхость холста. Это крайне опасное явление, непростая задача для мастера.

Любой профессионал знает, что красочный слой полотна самая важная и ценная его часть и первоочередная задача мастера укрепить этот слой предотвратить его дальнейшее разрушение. Если красочный слой настолько разрушен что не поддается восстановлению, то картину можно считать утраченной навсегда. В нашем случае художественное полотно имеет большое количество повреждений, но к счастью все они подлежат восстановлению. На первом этапе мастер занимается укреплением живописного слоя, используя изготовленный по особому рецепту осетровый клей. Такой клей не продается в магазине, он изготавливается мастером самостоятельно из пузырей рыб осетровых пород.
Мягкой широкой кисточкой теплый клей наносят на живописный слой картины, после чего на еще липкую поверхность раскладывают папиросную бумагу, которая играет роль, всем известной промокашки.
Для того, чтобы клей заполнил каждую морщинку красочного слоя, реставратор теплым утюгом проводит по поверхности бумаги.
В результате чего красочный слой выравнивается и укрепляется, но и это еще не все. Снимая влажным тампоном нашу «промокашку» мы избавляемся от имеющихся загрязнений и возвращаем картине яркие насыщенные краски.
На холсте имелись прорывы, требующие профессиональной заделки. Заделка прорывов холста при помощи заплат проводится с большой осторожностью. Неправильно выполненная заплата приводит к появлению прямоугольной выпуклости на красочном слое, вследствие чего краски растрескиваются и осыпаются. Если на холсте имеются прорывы свыше 40-60 см, то производят дубляж холста, дабы избежать нежелательных последствий.

В нашем случае мастер с большой осторожностью заделал имеющийся прорыв заплатой, после чего в месте прорыва был восстановлен красочный слой. Только талант и профессионализм мастера позволили максимально вернуть художественному полотну «Цыган» его первозданный вид. Каждый отдельный случай обеспечивает мастеру возможность изучать художественные и технологические приемы мастеров прошлых веков.
Состав утраченного грунта подбирается путем химических исследований образцов «родного» грунта. Когда грунт найден его и красочный слой наносят на полотно только в месте утрат, не залезая на авторский слой. После чего живописный слой покрывается равномерным слоем лака. На этом восстановительные работы считаются законченными.