Позолота гипсовой лепнины (Большой театр)

12 декабря 2011

Работы в Большом Театре закончилась в 2011 году и были огромным проектом с множеством сложных задач. Одну из областей реставрационных работ выполняли мы. Все мероприятия по реконструкции и ремонту, проводимые в здании театра, находились под неусыпным контролем общественности и государственных структур.

За годы существования театра неоднократно велись реконструкции и к началу сегодняшней по разным оценкам специалистов износ здания, составил неутешительную цифру, а именно 50-70 % процентов. Было предложено множество различных вариантов проведения работ в театре — от капитального ремонта до масштабной реконструкции.

В результате долгих обсуждений и прений архитекторы, деятели культуры, труппа театра, государственные чиновники одобрили проект, в котором предусмотрены наиболее важные направления работ. А именно будет проведена научная реставрация зрительной части и кардинальная реконструкция сценической части с увеличением подземного пространства. При всем при этом после реконструкции Большой театр должен сохранить облик исторического архитектурного объекта.

После того как специалисты восстановили декоративные элементы в зрительном зале, наши профессиональные позолотчики приступили к золочению лепных украшений. Позолотные работы сами по себе невероятно сложный и ответственный процесс, а проведение восстановления позолоты в помещении Большого театра сложнее вдвойне.

Нашей компании «Антик Нуво» выпала честь принять участие в таком грандиозном проекте, за которым следила вся Россия. Свой неповторимый замысловатый рисунок имеет каждый ярус зрительного зала театра. Декоративные элементы на верхних ярусах более крупные, чем ниже ярус, тем они плотнее и гуще. Декоративные композиции ярусов выполнены в архитектурных стилях Барокко и Рококо, которые были присущи Эпохи возрождения.
Замысловатый византийский орнамент вперемешку с античными мотивами использован при оформлении зрительного зала. Все фрагменты орнаментов составлены из раппортов, но каждый из них хоть и является подобием предыдущего, отличается своеобразием. И позолота каждого фрагмента производилась индивидуально, только с использованием ручного труда.
Несмотря на то, что мы живем в век научно технического прогресса, позолотчики выполняют золочение, используя старинные технологии проверенные веками. Сусальное золото получают путем раскатывания золотого слитка, толщина листа сусального золота составляет доли миллиметра. Нанесение позолоты на сложный гипсовый декор непростая задача, для ее выполнения мастеру понадобится терпение, аккуратность, большой запас знаний и опыта, которые можно приобрести только за время многолетней практики.

Первый этап перед золочением – это подготовка поверхности лепнины. Она должна быть идеально отшлифованной до максимальной гладкости. После чего мастер наносит подфонник из нескольких слоев лака и на еще липкую поверхность осторожно накладывает сусальную позолоту. Золото должно, идеально ложится и на выпуклости и на впадины, мастер своим дыханием расправляет золотое покрытие.
Золотую поверхность аккуратно разглаживает и шлифует, чтоб стыки и складки стали невидимыми и был получен эффект литого золота. Способ золочения на полимент применяют для декора внутренних помещений, так как этот вид золочения не устоит перед атмосферными явлениями. Внутри помещения такая позолота простит десятки лет, не теряя своего золотистого сияния.