Дамский столик, красное дерево

03 января 2011

Дано: дамский столик (псише), красное дерево (шпон, массив), начало XX в., поздний модерн.

Потери: несколько слоев старых лаков, потери по шпону, несколько потерь от огня, мелкие сколы, древесный жучок. Также отсутствовали ручки и ключи, часть замков. Пожелания заказчика: Заказчик — известный фотограф Валерий Плотников — поставил два основных условия: реставрация псише для повседневного использования при сохранении духа старины. После согласования мелочей была начата работа. Соблюдение требований заказчика означало, что реставраторы оставят дух старины в виде выбоин, мелких потертостей, но приведут предмет в полностью рабочее состояние (покрытие — высокопрочный лак, восстановление замков).

Первый этап, типовой для такого рода предметов заключался в полной разборке предмета и последующей химической и физической чистки. Химическая отчистка подразумевала снятие старых лаковых покрытий комбинацией растворителей и реактивов, физическая — циклевку.
Еще на первом этапе выяснилось, что нижние части тумб заражены жучком-точильщиком. После проведения геноцида врага реставратора N2 (врагом номер один являются грузчики) приступили к воссозданию аналогичных ножек. Геноцид жучка проходит приблизительно 1 неделю — все детали с подозрением на заражение (а лучше вообще все детали данного предмета) помещаются на семь дней в полиэтиленовые пакеты со специальными средствами от жучка.
Потребовалось создание копий деталей ножек после убийства жучка-точильщика, так как ножки уже не могли выдерживать вес самого псише. Как выглядит древесина после сожительства с жучком-точильщиком Вы видите ниже.

Следующий этап работ — восстановление потерь иного рода: утраченных деталей и шпона. Ниже проиллюстрировано воссоздание детали канта тумбы и покрытие столешницы тумбы новым шпоном.
В конце работ по согласованию с заказчиком псише было покрыто определенной тональностью морилки, покрыто полуматовым лаком высокой прочности. Последний штрих — поиск ручек. Поиск ручек как правило, означает походы по блошиным рынкам с целью не просто купить ручки, а подобрать комплект. После установки тем же способом найденных замков и подбора ключа, предмет покрыли полиролью.
На снимке ниже видно как выглядела поверхность тумбочки до начала реставрации: старые лаки, грязь, мелкие потери, царапины и тп. Как выглядели поверхности после замывки и циклевки Вы видите ниже. На разных стадиях был разный уровень шлифовки.
Параллельно замывке шла работа по копированию нижних обвязок, которые изъедены жучком. Древесина, изъеденая древесным жучком (напомню, это враг реставратора номер два), не поддается восстановлению. После снятия копий куски «убитой» древесины публично сжигаются.

Древесина, изъеденая древесным жучком (напомню, это враг реставратора номер два), не поддается восстановлению.
Часть поверхностей, которые обгорели, пришлось тщательно восстанавливать: ниже фотографии того, как кладется новый шпон. Шпон тщательно подбирается не только по сорту красного дерева, но и по срезу, тональности и рисунку.
Шпон клеится под простым прессом.
Детали обвязки сделаны из простой, но хорошо просохшей древесины. После чего они шпонируются.
Ниже представлен процесс восстановления части утеряных реек. Рейки из массива красного дерева незамысловатой конфигурации тщательно строгаются, шкурятся и подгоняются по размеру. После чего клеятся.
Мелкие потери (царапины и выбоины) реставрируются эпоксидкой (эпоксидной смолой). Такая методика категорически противоречит музейной реставрации, но позволительна в случаях, когда антиквариат будет использоваться по назначению. Наши реставраторы используют специальные смолы с наполнителем и колером, которые в конечном результате реставрации абсолютно не заметны. В целом же использование эпоксидных смол настоятельно не рекомендуется, а подмастерьям использовать такой материал вовсе запрещено (что б не повадно было искать простых путей).

Вот так выглядит результат грамотного и очень умеренного использования эпоксидной смолы в реставрационных работах по дереву.
Красное дерево использованное в данном предмете имеет сероватый оттенок, поэтому легкий тон опять же красного дерева придает предмету хороший благородный цвет старого отреставрированного стола.