Кресло-качалка братьев Тонет

19 сентября 2007

Мебель братьев Тонет с одной стороны — антиквариат, с другой — первый удачный пример промышленного производства. Сами предметы выполнены восхитительно — прекрасная древесина — бук (редко — дуб), безупречная обработка, оригинальные и чрезвычано удачные конструкции…

Ниже представлены фотографии конечного результата работ. Уточним, что венские стулья и веннские кресла — это общее название типа мебели начало которому положили братья Тонет, жившие в Вене. Под фотографиями Вам представлена статья об их деятельности.
В СЕРЕДИНЕ XIX века в мире почти одновременно произошли два важных события: в Америке фирма Levis стала выпускать брюки из прочной хлопковой ткани (blue jeans), а в Европе Михаэль Тонет открыл фабрику по производству мебели из гнутой древесины, так называемой «венской» мебели.

Эти события имели революционный характер. Прежде вещи делались на заказ, в одном или нескольких экземплярах, были сложны по конструкции. С появлением джинсов и венского стула началась эпоха промышленного производства вещей, простых и доступных всем, устраняющих общественные барьеры — хотя бы внешне. Оба изобретения гениальны по конструкции, они соединяют в себе простоту и прочность.
Но дело не только в этом. Эти вещи органичны — они находятся в полном согласии с человеческим телом, не стесняют его движений и позволяют сохранять непринужденность. Может быть, именно благодаря этому изделия фирмы Тонет и фирмы Levis так и не стали историей, они актуальны до сих пор. На венских стульях сидел, наверное, каждый из нас, о джинсах и говорить нечего — кто же их не носил?

История венского стула (реставрация деревянной мебели тут) началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы. Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но именно венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве.
Свою мастерскую в Боппарде на Рейне немец Тонет открыл в 1819 г., а в 1830 г. начал первые опыты создания легких и прочных конструкций (склеивая и выгибая слои фанеры) взамен привычных столярных изделий из массива дерева. На одной из промышленных выставок на изделия Тонета обратил внимание австрийский канцлер князь Меттерних и предложил работать в Вене, оформляя интерьеры его дворца. Через несколько лет Тонет открыл собственную мастерскую в Вене.
К 1850 г. он создал первый стул, целиком собранный из гнутых элементов, а спустя три года вместе со своими пятью сыновьями основал фирму «Братья Тонет», существующую до сих пор. (Два основных отделения фирмы находятся сейчас в Австрии и в ФРГ.) Основным материалом был выбран бук. В 1856 г. была построена первая фабрика в богатой буковыми лесами Моравии, также работающая по сей день. Отсюда началось мировое промышленное производство мебели. Позже открылись торговые представительства во многих крупных городах Америки, Европы и России. К концу века гнутая мебель выпускалась уже на 60 фабриках, две из них находилось на территории Российской империи.

Технология, разработанная Тонетом, была гораздо экономичнее и выгоднее старых столярных способов. Сочетание очень простой, но легкой и прочной конструкции и низкой цены (благодаря массовому фабричному производству) придало этим изделиям огромную популярность. Были разработаны детали, из которых и собиралась мебель. Это дало возможность перевозить товар компактно в любое место и собирать мебель из готовых частей уже в местах сбыта.
Бурное развитие капитализма, появление доходных домов, контор, магазинов, общественных мест, кафе и ресторанов — все это создавало «социальный» заказ на массовую, удобную и дешевую мебель.
В конце 50-х гг. прошлого века Тонет запустил в серийное производство 14-ю по счету модель стула, самую простую и безупречную. Стул # 14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще. Эта мебель собиралась с помощью винтиков без использования сильного клея. Ящик, в который упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем 1 куб. м (именно в таком виде они доставлялись и в российские магазины). Число деталей стула # 14 было сведено к минимуму — к шести, конструкция доведена до совершенства.
Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.
Со дня изобретения венского стула его производство не прекращалось (сейчас эта модель производится под # 214). Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее. И даже специальные стулья с высокими сиденьями для крупье в казино .
Разработанные за первые 20 лет модели оказались настолько совершенны, что не изменились до наших дней. Они соединяют прочность с легкостью и изяществом. Вещи эти, прежде всего стул # 14, нейтральны и вписываются в любой интерьер: деловой, общественный, домашний. Это были первые ростки еще не оформившегося в то время раздела искусства — промышленного дизайна.

«…ОСТАВЛЯЯ ПОЛНУЮ СВОБОДУ ДЕЙСТВИЙ»
Удивительно, что «минималистская» мебель из гнутого дерева была создана в эпоху эклектики, когда типичными были вычурные, массивные изделия со множеством деталей «а-ля рококо», «а-ля Людовики» и прочее. Но Тонет проигнорировал все современные ему направления и создал мебель вне стиля. И оказался прав: она, миновав все последующие веяния моды, осталась современна и популярна до сих пор. К концу XIX века гнутая венская мебель стала обязательной деталью и западного, и русского интерьера. Реставрация кресла-качалки | Отреставрированное венское кресло: Реставратор, реставраторы мебели, реставрация часов, требуется реставратор, вакансии реставратора, союз реставраторов, архитектор реставратор, работа реставратора, реставраторы Москвы, профессия реставратор, реставратор художник, союзе реставраторов Петербурга, ассоциация реставраторов, аттестация реставраторов, ищу реставраторов, реставратор Санкт-Петербург, союз реставраторов Санкт-Петербурга, товарищество реставраторов, реставратор документов, лепщик реставратор, требуется реставратор металла…
«С наступлением эпохи модерна многие европейские архитекторы пытались разработать для массового производства мебель, которая была бы одновременно простой, красивой и доступной огромному количеству покупателей, — писал австрийский искусствовед Карл Манг. — Но это не удалось. И единственное исключение — продукция фирмы Тонета. Это формы, полные чувственности, подлинности, несущие в себе все черты того эротизма, который больше всего характеризует эпоху модерна».
В XX веке знаменитый архитектор Ле Корбюзье использовал венскую мебель, обставляя ею интерьеры своих сооружений 20-х гг. — и общественных, и частных. И это не случайно. Он считал, что предмет обстановки «…это послушный слуга. Как всякий хороший слуга, он скромно держится в стороне, оставляя за хозяином полную свободу действий». Гнутая мебель прекрасно отвечала этим требованиям. Она стала незаменимым и удобным предметом повседневного быта, скромным спутником человека в самых разных интерьерах и ситуациях. Кстати, венский стул стал прекрасным подспорьем в кинодраках у Чарли Чаплина. Стулья эти остаются самыми популярными в кафе и бистро — сколько влюбленных парочек сидели и сидят на них в бесчисленных заведениях Парижа, Вены, Берлина, а в последние годы — Москвы и Петербурга!
Кресло-качалку Тонет создал в 1860 г., вложив в нее все, что было достигнуто в области гнутого дерева (позднее была создана и кушетка-качалка). Это была первая серийная модель для частного, домашнего быта — до этого Тонет занимался массовым производством мебели для общественных учреждений. Венская кресло-качалка была непременным атрибутом в мастерских художников — Пикассо, Миро, Дали и многих других. В Латинской Америке мебель, не стесняющая движений, пользовалась особенной популярностью: «Жизнерадостность била в Амаранте Урсуле ключом, и каждый раз, когда приходили новые пластинки, она задерживала мужа в гостиной и вместе с ним до поздней ночи разучивала новые танцы… Уроки танцев обычно заканчивались любовными утехами, супруги пристраивались в венском кресле-качалке или прямо на полу…» (Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества»).

СКЛАД НА КУЗНЕЦКОМ МОСТУ
Фирма «Братья Тонет» имела две фабрики на территории Российской империи — в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели велась через собственные магазины и склады фирмы в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, а также на Нижегородской ярмарке. Венская мебель была очень популярна в России.
«Гнутая, венская, буковая мебель фирмы «Тонет», вошедшая ныне во всеобщее употребление, продается во многих мебельных магазинах…», — отмечали справочники 1870-х гг. Крупнейший магазин венской мебели в Москве был на Кузнецком мосту, а в Петербурге — на углу Невского и Большой Морской. С 1871 г. и до самой революции здесь располагались магазины и фабричные склады с полным ассортиментом мебели фирмы «Братья Тонет». В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, которые стали появляться в это время. В отличие от чопорных салонов в кафе царила непринужденная атмосфера. Здесь встречались, читали газеты, обменивались новостями.
На рубеже XIX-XX вв. уже все общественные места, места досуга обставлялись венскими стульями — кабаре и кинозалы, кафе и театры. Затем — залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны.
В 1889 г. фирма «Братья Тонет» становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогими старинными изделиями. Без венской мебели уже не могли обойтись в богатых домах, когда надо было принять большое количество гостей на домашних концертах и вечерах, столь популярных на рубеже XIX-XX вв. Многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия вписались и в эклектичные купеческие интерьеры, и в изысканные жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан. И, конечно, оказались очень кстати на дачных верандах и в садах имений. Героев Чехова трудно представить себе в иной обстановке. Венский стул, запечатленный на страницах книг, на множестве картин и фотографий, был молчаливым спутником и свидетелем человеческой жизни.
Деятельность представительств фирмы «Тонет» в России прекратилась в 1917 г., магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране. Вместе с людьми они пережили революцию, войну, строительство социализма и времена застоя и мирно дожили на кухнях и в гостиных до наших дней, оставаясь всем знакомым и привычным предметом. И дождались новоиспеченных собратьев, наводнивших современные кафе и мебельные магазины под своим прежним названием — «венский стул».
Как и джинсы, венский стул — это вещь вне времени и стилей, всегда современная, всегда удобная и послушная своему хозяину… Оставляющая полную свободу действий.