Геридон в стиле ампир

12 августа 2006

Геридон в стиле ампир. Геридон такого уровня достоин любого дворца Санкт-Петербурга. Реставрация была сложной и очень интересной. Редчайший предмет музейного уровня: ампирный геридон со сложным декором, датированный первой четвертью XIX века.

Предметы такого рода ошибочно называют консолями. Корректное русское название — геридон, англоязычное — pedestal. Предмет изготовлен из груши, сосны, шпона красного дерева, шпона ореха и декорирован художественными тонировками под золото.

Потрясающая красота этого предмета была уничтожена длительной неуместной эксплуатацией и… попаданием на помойку, где он был найден известным российским фотографом. Предмет изрядно вымок на помойке и высох в студии фотографа.

Работы по спасению произведения проведены в мастерских «Антик Нуво» летом 2006 года. Работы длились около 9 недель. Все действия были проведены в полном соответствии с классической технологией (единственное исключение — накладная резьба восстановлена по слепкам из эпоксидки). Покрытие — щеллак.

Для данных работ мы подняли свои архивные материалы и справочники. Поверхности геридона имели ряд признаков того, что часть элементов была утеряна полностью и лишь места их крепления подсказывали, что декор этого антикварного шедевра куда сложнее чем тот вид, в котором он предстал перед нами впервые.
В процессе работ мы были вынуждены заменить значительную часть шпона, но вы видите, в каком состоянии были фанерованные поверхности до начала реставрации. Что касается остальных проблем, то стоит отметить то что элементы из груши были подвергнуты искривлению из-за воздействия влаги. Такие же повреждения были обнаружены на полусфере.
Лакировочные работы были проведены щеллаком, старинным чрезвычайно сложным в работе лаком. Такое покрытие проводится в несколько этапов, а количество располировочных слоев составляет как минимум 100 слоев. Это очень трудоемкий процесс: шеллак (часто его называют шеллаком, шелаком и щелаком) что сказывается на конечной цене работ. Но результат работы с таким покрытием превосходит все сравнения с обычными синтетическими лаками.

Этот геридон и вообще консоли и иные аналогичные предметы в стиле ампир являются настоящими произведениями искусства и уникальными носителями стиля. Ампир пережил несколько реинкарнаций и каждый раз терял чистоту. Ампир, или «Стиль империи» (франц. Empire — империя от лат. imperium — командование, власть) — исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; см. Директории стиль) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой — началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.