Морской пейзаж, масло

23 октября 2004

Морской пейзаж (марина), восстановление масляной живописи

Каждое произведение искусств, пришедшее в реставрационные мастерские Антик Нуво, перед началом реставрационных работ проходит довольно объемный исследовательский путь. После того как произведен скрупулезный осмотр картины мастер дает общую оценку имеющихся повреждений и составляет детальный план по их устранению.

В большинстве случаев реставратор не имеет возможности визуально обнаружить все изъяны на полотне, тут ему на помощь приходит микроскоп, люминесцентная лампа и фотоаппарат. В нашем случае пришедший на реставрацию холст требовал малого цикла работ, включая расчистку и консервацию. Реставратор после тщательных исследований принимает решение заполнить поврежденные фрагменты холста левкасом и поверх дописать утраты, копируя манеру мастера и используя краски такого же состава.
Трудно найти на земле человека, который не мечтал, взять кисть и запечатлеть окружающую нас красоту на бумаге или холсте. Скептики заметят, что в век цифровых фотоаппаратов можно обойтись без художественных полотен, но картина, написанная талантливым мастером, как будто оживает, в ней присутствует частичка души художника. Историки утверждают, что живопись как искусство зародилась еще в V веке до нашей эры.

Каждое художественное полотно отражает события тех эпох, в которых мастер жил и творил. Сегодня люди очень трепетно относятся к художественным произведениям, которые пришли к ним через века. И вопрос реставрации масляной и темперной живописи актуален, так как все прекрасно понимают, как уязвимы и беззащитны старинные полотна великих мастеров.
В переводе с латинского языка слово реставрация – обозначает, какой либо восстановительный процесс. Реставрация масляной живописи направлена в первую очередь на возвращение картине вида близкого к первоначальному облику. В процессе восстановления художественного полотна мастер не только восстанавливает произведение искусств, но и получает уникальную возможность изучать технологические и художественные приемы мастеров разных эпох.
Реставраторы прошлых столетий не слишком ограничивали себя в действиях при работе над станковой масляной живописью, а именно подновляли и дорисовывали картины на свой вкус, забывая об исторической и художественной ценности полотна. В результате чего многие полотна были безнадежно испорчены. Современный же мастер строго соблюдает основной принцип сохранности и неприкосновенности авторской руки. Так как любое непрофессиональное и необдуманное вмешательство в значительной степени уменьшает ценность художественного полотна.
Каждое произведение искусств, пришедшее в мастерские «Антик Нуво», перед началом любых работ проходит довольно объемный исследовательский путь. После того как произведен скрупулезный осмотр картины мастер дает общую оценку имеющихся повреждений и составляет детальный план по их устранению.
В большинстве случаев мастер не имеет возможности визуально обнаружить все изъяны на полотне, тут ему на помощь приходит микроскоп, люминесцентная лампа и фотоаппарат. В нашем случае пришедший на восстановление холст требовал малого цикла работ, включая расчистку и консервацию. Мастер после тщательных исследований принимает решение заполнить поврежденные фрагменты холста левкасом и поверх дописать утраты, копируя манеру мастера и используя краски такого же состава.

Восстановление живописи в каждом отдельном случае требует индивидуального подхода, а благодаря накопленному опыту и новейшим открытиям физиков биологов и химиков, современные реставраторы получили все возможности для сохранения художественных произведений в достойном виде. Исправление живописи должна производиться только высококвалифицированными опытными мастерами.
Процесс работы над художественным полотном не терпит суеты и дилетантства, это на 100% творческий ответственный процесс. Только огромный запас знаний различных методов и технологий позволяет сохранить произведение искусств для будущих поколений. При помощи инфракрасных и рентгеновских лучей специалист имеет возможность получить много нужной информации о самой картине и исследовать места предыдущих работ над состоянием картины.
При сильных повреждениях масляной живописи значительно упростит работу любая имеющаяся фотография, на которой полотно запечатлено в лучшем состоянии. Мастер сможет более достоверно скопировать отсутствующие фрагменты станковой живописи, повторяя манеру создателя картины.
Работы над масляной живописью с естественным старением, проходят гораздо проще и с наилучшими результатами. Такие полотна аккуратно очищаются от пыли и других загрязнений, используя тампоны, смоченные в теплой воде. Затем полотно покрывают специальными составами, которые возвращают красочному слою былую яркость и глубину.
Если же есть живопись с серьезными повреждениями, то такой вариант требует большого количества времени и сил. Мастера с большим опытом, могут рассказать удивительные истории, когда полотна приходили в мастерскую разрезанные на части, с колотыми и огнестрельными отметинами, побывавшие в воде и в земле. И мастера месяцы и даже годы возвращали художественные полотна, к жизни используя все возможные способы и методы восстановления первоначального вида.
Каждый мастер станковой живописи знает о такой технике, как эстетическая реставрация, которая состоит из двух последовательных этапов. На первом этапе мастер наносит специальный состав на поврежденные участки красочного слоя, после его высыхания проводится ретуширование. Сделать ретушь максимально не заметной главная задача мастера он должен согласовать цветовую гамму с общим живописным слоем.
Восстановление масляной живописи, в данном случае морской пейзаж или марина — при помощи ретуши позволяет создавать иллюзорную целостность художественного полотна. Далеко не все художественные критики разделяют полезность проведения ретуши, считая старинное полотно историческим документом, который должен сохраняться в неизменном виде пусть с изъянами.

именно, специалист не должен вносить исправления, а лишь заботиться о дальнейшей сохранности полотна.
К примеру, известен метод проведения работ, когда места утраты красочного слоя покрывают нейтральным лаком или производят ретуширование, следы которого не заметны при осмотре картины издали.
Естественно, что каждый мастер историк или художественный критик имеет свое мнение по поводу методов воссоздания изначального вида масляной или темперной живописи. И в каждом отдельном случае мастером долгое время анализируются все за и против, прежде чем отдать предпочтение тому или иному реставрационному приему. К примеру, на некоторых примитивистских картинах невосстановленные места утрат не влияют на общий вид картины, а на художественных полотнах XVII и XVIII века отсутствие преобразования не только заметно, но и нарушает нормальное восприятие.